Мой дом – моя крепость… Это знает каждый. Поэтому, когда ребенок дома – родители, как правило, спокойны. Но все меняется, как только начинается учебный год. Ежедневные походы в школу любимых чад добавляют волнения у родителей. Дорога, переходы, да и само здание школы – всегда вызывают сомнения и порождают тревогу. К счастью, часто эта тревога бывает неоправданной.
Сегодня безопасность условий труда и учебы в школах становится обязательным условием и одним из главных критериев эффективности работы этих учреждений. Обеспечение безопасности учащихся - первостепенная задача и основная обязанность руководителей и сотрудников образовательных учреждений.
Все мы, заходя в учреждение, обращаем внимание на пропускные турникеты и строгого, одетого в специальную форму охранника. От наличия этих двух факторов в совокупности с другими, конечно, и зависит безопасность педагогов, учащихся и здания в целом.
Контрольно-пропускной режим в учреждении предусматривает комплекс специальных мер, направленных на поддержание и обеспечение установленного порядка деятельности, определяет порядок пропуска учащихся и сотрудников, граждан в административное здание.
Общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций описываются в национальном стандарте ГОСТ Р 58485-2019
«Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования».
Выделим основные положения данного стандарта:
_ охрану объектов образования следует осуществлять путем оказания охранных услуг по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов на объектах образования и по охране имущества образовательной организации;
_ работники охранной организации должны иметь документ, подтверждающий их квалификацию или прохождение дополнительной подготовки в сфере обеспечения безопасности образовательных организаций;
_ руководство охранной организации должно осуществлять обмен информацией с руководителем образовательной организации по вопросам обеспечения охраны объекта, имеющихся потенциальных угроз.
В образовательных учреждениях обязательно должны быть:
_ инженерно-технические средства защиты (ограда, двери, окна и пр.);
_ установлены технические средства охраны (охранное видеонаблюдение, устройства преграждающие управляемые (далее УПУ), системы сигнализации и пр.);
_ помещения для оборудования контрольно-пропускных пунктов и стационарных постов охраны.
Требования и классификация УПУ описываются в ГОСТ Р 51241-2008 «Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний» и ГОСТ Р 54831-2011 «Системы контроля и управления доступом. Устройства преграждающие управляемые. Общие технические требования. Методы испытаний». Прежде всего УПУ – это устройства, обеспечивающие физическое препятствие доступу и оборудованные исполнительными устройствами для управления их состоянием (турникеты, шлюзы, проходные кабины, двери и ворота и пр.).
В соответствии с требованиями национальных стандартов к УПУ предъявляются требования к конструкции, надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности), электропитанию, электромагнитной совместимости, устойчивости к внешним воздействиям, устойчивости к несанкционированным действиям.
Хочется верить, что при соблюдении требований вышеизложенных стандартов обеспечение безопасности образовательных учреждений будет на высшем уровне, а процесс обучения будет приносить школьникам и студентам только положительные эмоции.
На словах и в документах все хорошо, но есть ли действительно хорошие примеры? Есть, причем в Поволжье. Школа № 41 города Самары известная больше как «Гармония»… Войти в нее, впрочем, как и выйти не так-то просто: на турникетах смонтированы 8 камер по 4 на вход и выход, открытие турникета возможно лишь после того, как человек будет положительно идентифицирован системой распознавания лиц. Арочный чувствительный металлодетектор дополняет общую картину
Поскольку все ученики и учителя занесены в базу данных, даже несанкционированный выход на улицу в учебное время здесь исключен. Более того, в школе сделали вывод сообщений в телеграмм-канал для родителей: о каждом входе и выходе из здания ребенка родители получают соответствующие сообщения. Это серьезное чудо техники появилось в 41-ой школе неслучайно. В рамках пилотного проекта ГБУ СО «Безопасный город» была установлена система контроля и управления доступом на базе системы интеллектуальной видеоаналитики и распознавания лиц.
Цель понятна – максимально обезопасить детей в школах и подготовить почву для массового внедрения аналогичных программно-аппаратных комплексов в крупнейших школах Самарской области. Надо отметить, что система для обеспечения более точной идентификации учеников, получает информацию из АСУ-РСО. Система успешно работает с декабря 2020 года и получает пока только положительные отзывы как от родителей и учеников, так и от персонала и преподавателей школы.
Региональные ЦСМ Росстандарта приглашают к сотрудничеству по вопросам приобретения и актуализации ГОСТ и других официальных изданий документов национальной системы стандартизации.
Подготовлено ФБУ «Волгоградский ЦСМ» при участии ФБУ «Самарский ЦСМ»
Фото: г.Самара школа № 41 «Гармония» (ФБУ «Самарский ЦСМ»)