Новый вектор в индустрии игрушек
Игрушки играют важную роль в жизни детей, способствуя их обучению, социализации и формированию различных навыков.
Сегодня рынок игрушек предлагает широчайший ассортимент продукции, от классических плюшевых медведей до сложных интерактивных устройств. В условиях такого разнообразия потребители (родители, опекуны, а также образовательные учреждения) часто сталкиваются с проблемой выбора безопасных и развивающих игрушек, соответствующих возрасту и потребностям детей.
Необходимость упорядочения терминов на игрушки для их точной идентификации назрела давно, что в итоге привело к разработке и принятию межгосударственного ГОСТ 35099-2024 «Игрушки. Классификация. Термины и определения»в качестве национального стандарта Российской Федерации, вступающего в действие с 01.08.2025 года.
Этот стандарт призван упростить процесс выбора игрушек для конечных потребителей, облегчить взаимодействие между производителями, поставщиками, органами надзора и всеми, кто имеет отношение к производству и реализации игрушек. Введение стандарта является важным шагом на пути к совершенствованию системы контроля качества и безопасности детских игрушек на российском рынке.
Одним из главных достижений ГОСТ 35099-2024 является введение единой терминологии, которая улучшает взаимопонимание между всеми участниками рынка. Кроме того, чёткие определения на продукцию лишат недобросовестных производителей возможности обходить обязательные требования к их товарам.
ГОСТ 35099-2024 предлагает многогранную классификацию игрушек, которая учитывает различные аспекты, важные для их правильного использования и оценки.
Классификация игрушек учитывает различные направления по:
- возрастным группам. Игрушки должны соответствовать не только физическим возможностям, но и психологическим особенностям детей разного возраста;
- видам деятельности. Игрушки классифицируются в зависимости от того, какую деятельность они моделируют или поддерживают. Это могут быть игрушки, направленные на воспроизведение элементов технического или природного мира, игрушки для интеллектуальной деятельности (например, головоломки и настольные игры), а также игрушки, способствующие социализации и ролевым играм;
- воспитательному назначению. Некоторые игрушки способствуют физическому развитию, другие — интеллектуальному, а третьи — эмоциональному и социальному;
- материалам изготовления. ГОСТ 35099-2024 классифицирует игрушки по типу материалов, учитывая их потенциальное воздействие на здоровье детей;
- способу функционирования. Это могут быть механические игрушки, электронные устройства или интерактивные цифровые продукты. Каждая категория требует особого внимания к безопасности, особенно в контексте использования электронных компонентов, которые могут быть источником риска при неправильной эксплуатации.
Внедрение стандарта способствует созданию единой системы оценки и классификации игрушек, что особенно важно в условиях растущей глобализации и увеличения объёмов международной торговли.
Введение этого стандарта — это вклад в будущее поколение, которое вырастет в окружении качественных и безопасных игрушек, способствующих всестороннему развитию и формированию гармоничной личности.